МЕНЮ →
Бронза, Сталь
Сварные конструкции, чугун
Бронза всегда была одним из главных материалов, применявшихся как в античное время как греческими, так и римскими скульпторами.

Бронза долговечна. Относительно лёгкая, легче камня. Эстетически привлекательная.

Даёт скульптору свободу пластических решений.

Несомненно материал элитный и дорогой.

Существует два вида бронзового литья полнотелое (сплошное) и полое. Небольшие статуэтки и декор выполняют по методу сплошного литья, а статуи и скульптура больших размеров - по методу полого литья.

Сейчас применяют две основных технологии: по выплавляемой восковой модели, "земляная" кусковая форма и ХТС (холодная твердеющая смесь), где пескосмесь смешивается со смолой).

Первично по гипсовой или силиконовой форме с полноразмерной лепной модели изготавливается восковка (восковая модель). И автор готовит финишную поверхность восковки перед литьём.
Химический состав бронзы
Чистый цвет бронзы, играющий существенную роль в скульптуре, зависит от соотношений олова и меди в сплаве. При 15% олова цвет бронзы. Медь плавится при температуре 1083°С, но при присадке 8% 16-25% олова бронза приобретает желтовато-белые цвета.

Соответственно присадки олова влияют на температуру плавления бронзы. Медь плавится при температуре 1083°С, но при присадке 8% олова - до 980°С, с 25% олова - до 800°С*.

Твердость бронзы также зависит от присадок олова: максимальная твердость - при 27% олова, но бронза становится хрупкой. При присадке в 4-6% олова бронза становится пластичной и может коваться, чем и пользовались древние мастера оружия.

Чеканка - это способ художественной обработки металла, дающий возможность получить такую декоративную отделку скульптуры, которую невозможно получить лепкой. Чеканка придает бронзе четкие формы и сообщает скульптуре выразительность.

Бронзовую скульптуру можно считать законченной только после чеканки. Качество отделки зависит от художественных способностей чеканщика. Профессия чеканщика сейчас очень редкая.

Это объясняет, почему скульптора самим обрабатывают свои произведения после литья в бронзе и сборки частей сваркой. То, что называется авторская проработка.
Патинирование бронзы
Декоративная отделка бронзовой скульптуры патинированием является завершающим процессом ее создания.

Античные бронзовые статуи, находясь на открытом воздухе, постепенно изменяли цвет, покрывались оксидной пленкой. В зависимости от присутствия в воздухе хлористых, углекислых или сернистых соединений оксидная пленка на бронзовой скульптуре приобретала различную окраску-синюю, темно-зеленую или черную, что было также связано с составом бронзы.

Покрытию статуй патиной скульпторы придавали особо важное значение и часто приглашали для выполнения этой работы мастеров, специалистов в данной области.

В настоящее время декоративная отделка бронзовой скульптуры в заданный тон осуществляется нанесением на поверхность бронзы соответствующих растворов - реагентов, образующих на ней оксидную пленку химическим путем. Оксидирование сообщает поверхности металла не только декоративные качества, но и способность рассеивать свет, а также предохраняет металл от действия вредных реагентов, находящихся в воздухе.
Обычно бронзовую скульптуру тонируют в зеленоватые цвета. Зеленый цвет с соответствующими цветовыми переходами в рельефах скульптуры воспринимается как наиболее мягкий и обобщающий, поэтому тонирование скульптуры под "древнюю" (античную) патину наиболее распространено, и такая патина является наиболее излюбленной скульпторами.

Цвета естественных патин зависят от состава бронзы и атмосферных условий, в которых находится бронзовая или медная скульптура, а также реагентов, которыми был тонирован металл искусственно.
Скульптура и Арт-объекты из стали
Арт-объекты приобретают все более разнообразные формы. Так, в городах популярны скульптуры из металла. Это может быть городская фигуративная скульптура или абстракция для парка.

Скульптура отдают предпочтение литому металлу бронзе, алюминию, нержавеющей стали, чугуна.
Кованный и сварной металл стоит отдельно. Им занимаются художники по металлу и кузнецы. Обычно в паре работают художник и сварщик.
Полигональные скульптуры из металла сейчас пользуются повышенным спросом. Это стало возможным после внедрения компьютерных программ обрабатывающих любой объём в разной масштабности плоскости. Это технология изготовления сварных полигональных объектов похожа на сборку пазлов.

Объекты из листовой нержавеющей стали с антикоррозионными свойствами устойчивы к воздействию влаги. Часто с зеркальной полированной поверхностью.

Чугун. С его появлением литейщики и скульпторы увидели в нем новый дешевый материал, который по своим литейным качествам не уступал бронзе, а заказчики проявили к нему огромный интерес.
По моделям скульпторов были созданы многочисленные образцы настольной скульптуры. Широкое развитие получила разнообразная чугунная скульптура, главным образом парковая и фонтанная.

Современная скульптура из чугуна отличается более свободной моделировкой, в чугунной скульптуре нет больше вынужденного обобщения форм, скульптура отличается тщательной обработкой фактуры и выявлением тонких пластических деталей. Все это показывает, что по пластическим особенностям современная чугунная скульптура приближается к бронзовой.

Современная техника чугунного литья легко решает проблемы точного воспроизведения пластики и тонко проработанных деталей скульптуры.

Части и основные детали больших чугунных скульптур, как правило, монтируются на болтах. Есть и способ сварки чугуна.

Коррозия чугуна под влиянием агрессивных реагентов, находящихся в атмосфере, очень незначительна и не проникает в глубь металла.

Скульптура из чугуна может служить многие века, и единственным дефектом чугунной скульптуры считается лишь появление на поверхности металла со временем неприятного бурого налета ржавчины, нарушающего восприятие пластики. Для предупреждения образования ржавчины поверхность скульптуры из чугуна окрашивается - ее покрывают тонким слоем краски, в состав которой входит сажа и натуральная олифа.

Современная декоративная отделка скульптуры из чугуна служит одновременно противокоррозийным покрытием и заключается в применении главным образом синтетических лакокрасочных материалов, отличающихся высокой прочностью и долговечностью.
Made on
Tilda